archeologia31


Археология и история Белгородского края


Previous Entry Share Next Entry
Раскопки курганов в Волоконовском районе в 2013 году
archeologia31
В 2013 году по моим руководством проводились раскопки двух курганов в Волоконовском районе Белгородской области. Насыпи попадали в створ прокладки проектируемой автодороги. На могильнике у с. Старосельцево, выявленном мной в 2011 году, курган, попавший в створ земляных работ, был полностью срезан строителями, поиски могильной ямы в месте его бывшего нахождения успехов не возымели. Зато на могильнике у с. Грушевка удалось изучить 2 курганные насыпи, одна из которых была частично подрезана техникой.



Могильник у села Грушевка был выявлен волоконовским краеведом А.Г. Николаенко в 70-х годах прошлого века. Тогда он зафиксировал 9 насыпей полусферической формы, в 2005 году сотрудники Управления культуры БО обнаружили только 5 из них (остальные 4 были просто распаханы за прошедшие 30 лет с момента их открытия).
Собственно, курганы под номерами 3 и 5 попадали в полосу строительства дороги. Они и были раскопаны нами в 2013 году. В работах принимали участие исследователи из Белгорода и Липецка.

Немного о методике работ или о том, как копаются курганы. Вообще по Положению о порядке проведения археологических работ ..., на основании рекомендаций которого и строится методическая часть работы археологов, курганы должны копаться вручную. Однако, курганы эпохи палеометаалла-средневековья лесостепной и степной зон могут исследоваться с помощью техники. Как это происходит?
Вначале, естественно, курган фотографируется, составляется его план и проводятся измерения его высоты через каждые два метра с помощью нивелира.
Размечается центральная бровка кургана, которая необходима для изучения стратиграфических особенностей насыпи (порядка залегания слоев).

разметка центральной бровки
разметка центральной бровки

По обе стороны от этой бровки начинает "ходить" техника, срезая небольшие пласты грунта

работа бульдозера
работа техники

при снятии археолог тщательно осматривает поверхность грунта на предмет изменения в цвете, характере заполнения (что позволяет выявить погребальную яму) или смотрит наличие керамики-костей. В случае обнаружения этих признаков работа техники прекращается и далее курган исследуется вручную.

Удаление грунта с кургана под наблюдением археолога
работа техники 2

После выявления погребений работа проводится вручную, погребения и отдельные находки сосудов и костей фиксируются графически, фотографически, отмечаются глубины различных частей ям, костей и находок. Изучается порядок залегания слоев в центральной бровке.

Центральная бровка кургана
центральная бровка кургана

После чего она разбирается, а курган заново при помощи техники должен принимать свою первоначальную форму. В нашем случае, когда по данному участку будет проложена дорога, восстановление насыпи не проводилось.

Далее остановлюсь отдельно на описании обнаруженного в каждом из курганов.

Курган 3.

До начала работ курган имел размер около 22м в диаметре и 0,4м высотой.

Курган 3 до начала работ
курган 3 до начала работ

В кургане было изучено 4 погребения, выявлено несколько отдельностоящих сосудов, а также отдельные кости животных

План расположения погребений в кургане 3
план кургана 3

Погребение №1 расположено в центральной части ямы и было разрушено в древности. Имеются следы деревянного перекрытия, сохранившегося в виде деревянного тлена, однако, говорить о каких-то конструктивных особенностях этого перекрытия невозможно из-за разрушенности могилы. От погребенного сохранились отдельные кости ног, части черепа и зубов, некоторые кости верхней части туловища. Он лежал на боку головой на северо-восток на какой-то подстилке, от которой прослежена труха светло-серого цвета. Из находок в погребении присутствовали обломки баночных горшков и бронзовая подвеска.

Погребение 1. Деревянное перекрытие.
к3 п1 остатки дер перек

Погребение 1. Костяк человека.
к3 п1 остатки скелета

Погребение 1. Бронзовая подвеска.
к3 п1 подвеска

Собственно, это центральное погребение данного кургана (различают центральное погребение - т.е. первое, над которым сооружалась насыпь и впускные - т.е. погребения в уже существующую насыпь, сама насыпь после совершения такого подзахоронения могла досыпаться), над которым и была возведена яма. Спустя некоторое время оно было ограблено. Погребение оставлено племенами срубной культуры эпохи бронзы и датировано 16-15 веками до н.э.

Погребение 2.
Представляло собой скопление костей ребенка. Определить датировку затруднительно.

Погребение 2.
к3 п2 фото

Погребение 3.
Ребенок был погребен на органической подстилке (снизу - дерево, естественно, превратившееся в труху, на нем - остатки серого цвета). От костяка сохранился костный тлен (не сами кости, а их остатки в виде трухи белого цвета) и молочные зубы. Дите лежало на боку головой на северо-восток. При погребении найдено два горшка.

Погребение 3.
к3 п3 фото

Погребение 3. Сосуд 1.
к3 п3 сосуд

Погребение 3. Сосуд 2.
к3 п3 сосуд2

Погребение 3 оставлено племенами срубной культуры в 16 веке до н.э.

Погребение 4.
Сверху погребения зафиксирована деревянная конструкция в виде трёхстороннего перекрытия, занимавшего половину площади ямы. Тонкие плахи перекрытия (до 2 см) были уложены вдоль длинной стороны ямы. При этом их концы опирались на один ряд брусьев сруба, вероятно, изначально квадратного сечения (0,1-0,15 м), уложенные с трёх сторон юго-восточной половины ямы. Нижняя и внутренняя части этого основания из брусьев оказались значительно разрушены до состояния трухи. Вероятно, между собой они никак не крепились, а лишь соприкасались концами. Нижние части брусьев сруба находились на 0,15-0,2 м выше уровня пола ямы. Особо следует отметить, что с северо-западной стороны признаки перекрытия и сруба отсутствовали, что позволяет предположить наличие деревянной конструкции исключительно в юго-восточной половине ямы. Из-за гниения плахи перекрытия разрушились и под весом насыпи просели на костные остатки захороненного. В погребении выявлен скелет ребенка, лежащий головой на северо-восток и лепной острореберный сосуд

Погребение 4.
к3 п4 фото

Погребение 4. Сосуд.
к3 п4 сосуд

Материалы данного погребения позволяют сделать выводы о его культурно-хронологических особенностях. Зафиксированная деревянная конструкция необычна для стандартных срубных захоронений бассейнов рек Дон и Волга и, представляет собой, видимо, аналог искусственного подбоя. Сосуд из погребения относится по орнаменту и способу его нанесения к пласту раннесрубных материалов бассейна р. Дон. Погребение 3 оставлено племенами срубной культуры в 16 веке до н.э.

Кроме того, в кургане было выявлено несколько отдельностоящих сосудов, скопление керамики и кости животных.

Сосуды из кургана 3
к3 сосуд из насыпи 1
к3 сосуд из насыпи 2

Таким образом, создание исследованного кургана связано с устройством погребения 1, зафиксированного в центральной части насыпи с незначительным смещением к северо-западу. Вероятно, такое отклонение появилось в связи с созданием к югу от погребения 1 погребения 4 с последующей незначительной досыпкой кургана в южном и юго-восточном направлениях. Интересно, что практически все артефакты в насыпи и погребения расположены в восточной половине кургана, тогда как, западная половина насыпи не содержала таковых. Данный факт находит аналогии среди погребальных памятников срубной культуры, представители которой предпочитали использовать в обрядах захоронения чаще именно восточную половину насыпи.
В целом, следует заключить, что данный курган был создан носителями срубной культуры эпохи поздней бронзы около 16-15 вв. до н.э. и содержал материалы, соответствующие раннему – началу развитого периода этой культурной общности.

Курган 5

Был в диаметре около 16 м и высотой 0,3м

Курган 5 до начала работ
курган 5 до начала работ

План погребений в кургане 5
к5 план

Центральное погребение в кургане было уничтожено поздней прямоугольной ямой 20 века, на что указывают найденные в ней железные изделия советской эпохи. Всего в кургане 5 изучено 6 погребений.

Погребение 1.
В погребении обнаружены кости ребенка очень плохой сохранности. Лежал на левом боку головой на северо-восток. При нем обнаружен лепной сосуд баночной формы.

Погребение 1.
к5 п1 фото

Погребение 1. Горшок.
к5 п1 сосуд

Погребение оставлено племенами срубной культуры эпохи поздней бронзы и может быть датировано 16-13 веками до н.э.

Погребение 2 также содержало кости ребенка и лепной сосуд горшковидной формы. Датировка аналогична погребению 1.

Погребение 2.
к5 п2 фото

Погребение 2. Сосуд.
к5 п2 сосуд

Погребение 3 устроено в яме со ступенькой. Погребенный, вероятно, мужчина, лежа на правом боку головой на северо-северо-восток. При погребенном находился лепной сосуд, отщеп и обломок кремня, бронзовое шило.

Погребение 3.
к5 п3 фото
к5 п3 фото2

Погребение 3. Сосуд.
к5 п3 сосуд

Погребение 3. Кремень и бронзовое шило.
к5 п3 изделия из кремня и шило брон


В целом, данное погребение является неординарным по ряду показателей. Так, несмотря на то, что сосуд является по форме и уступчатому плечику срубным, лощение указывает на иные, нежели срубные, традиции обработки керамики. Наиболее близкие аналогии таким сосудам отмечены в Поволжье и на Южном Урале, где в конце средней – начале поздней бронзы существовала алакульская культура. Кроме того, трупоположение в позе адорации на правом боку так же встречается в срубной культуре крайне редко. И, наконец, сама погребальная конструкция заставляет искать аналогии среди материалов бабинской культуры (КМК). В итоге, можно сделать вывод о неординарности данного захоронения и о его уникальности. Судя по материалам, его можно датировать концом среднего - началом позднего бронзового века (17-16 вв. до н.э.) и отнести к раннему этапу срубной культуры с заметным влиянием бабинской культуры (КМК) Подонцовья.

Погребение 4 принадлежало, скорее всего, подростку, уложенному на левый бок головой на северо-восток. При нем находился лепной сосуд.

Погребение 4.
к5 п4 фото

Погребение 4. Сосуд.
к5 п4 сосуд

Погребение оставлено племенами срубной культуры в 14 веке до н.э.

Погребение 5 содержало кости скелета ребенка, лежащего на левом боку головой на северо-восток. Находки отсутствовали. Оставлено племенами срубной культуры.

Погребение 5.
к5 п5 фото

Погребение 6 содержало скелет женщины, захороненной головой на восток. Изначально умерший человек был уложен на левом боку, но впоследствии верхняя часть тела завалилась на грудь. При погребении был выявлен лепной сосуд.

Погребение 6.
к5 п6 фото

Погребение 6. Сосуд.
к5 п6 сосуд

Погребение также оставлено племенами срубной культуры эпохи поздней бронзы и может быть датировано 16-15 вв. до н.э.

В целом, следует заключить, что данный курган был создан носителями срубной культуры эпохи поздней бронзы около 3,8 – 3,7 тыс. лет назад и содержал материалы, соответствующие раннему – началу развитого периода этой культуры.

Исследованные курганы позволили изучить и пополнить информационную базу по ранней истории срубных племён и проследить культурные связи между носителями срубной культуры и бабинской (КМК). Непосредственно в кургане 5 были выявлены два неординарных захоронения, нетипичных для данной территории и свидетельствующих о пребывании в Подонцовье групп носителей срубной культуры ещё на раннем этапе их истории.
Прежде всего, особый интерес представляет погребение 4 в кургане 3, в конструкции которого выявлен сруб, имитирующий подбойное сооружение. Аналогичные конструкции исследовались в Смеловском могильнике срубной культуры в бассейне р. Волга и относятся к раннему этапу срубной культуры, отражая затухание катакомбных традиций во время формирования собственно срубной культуры. Кроме того, идентичные конструкции и погребальный обряд прослежены в ряде курганов в бассейне р. Битюг и также атрибутированы исследователями как ранние для территории лесостепного Подонья. Таким образом, выявление данного захоронения, позволяет поставить вопрос о проявлении катакомбного наследия в ранних срубных погребальных традициях.
Об аналогичном проявлении наследия катакомбного мира через носителей бабинской культуры (КМК) свидетельствует одно погребение из кургана 5. Катакомбная конструкция погребения, наличие кремня и подлощение поверхности сосуда срубной культуры, ориентировка костяка на правом боку на восток отражают прямые связи раннего срубного населения с поздними группами носителей бабинской культуры.

?

Log in

No account? Create an account