archeologia31


Археология и история Белгородского края


Previous Entry Share
Две церкви Валуйского уезда
archeologia31
Родился и первые 18 лет своей жизни я прожил в небольшом селе Валуйского района - Колыхалино. Всего то около 700 жителей. Село входит в состав Шелаевского сельского совета. Ходил первые 4 года в Колыхалинскую школу, потом 7 лет - в Шелаевскую. И как сейчас тесно переплетены оба населенных пунктах, так и в не очень отдаленном прошлом их история соприкасалась...
Году в 1995-96 в селе тянули газопровод. Мы, мальчишки, бегали по траншеям, вырытым под прокладку трубы, и на небольшом всхолмлении у старого магазина видели в стенках траншеи остатки деревянных гробов. Уже будучи в старших классах, узнал, что на данном месте когда-то стояла церковь, а при ней, естественно, было церковное кладбище.
От учителей в школе услышал такую легенду, которую воспроизвожу здесь в виде части газетной статьи.

Из статьи Заслуженного учителя школы РСФСР П. Сидякиной в газете "Валуйская звезда"
Безымянный-1

Случилось это, по мнению П. Сидякиной, на рубеже XIX-XX веков. Что это была за церковь, когда она была построена и в честь кого названа? Кто в ней служил? Когда произошло событие из легенды? Решением этих и других вопросов, связанных с историей населенных пунктов, занимаюсь в свободное время уже давно. Этот пост призван подвести промежуточные итоги.



В процессе изучения вопроса прочитал немало литературы, в том числе и XIX века, как монографий, сборников документов, так и периодики, обнаруженных на просторах мировой паутины. Анализировал картографические материалы, работал в ГАБО и немного в ГАВО. В РГАДА пока не добрался, но это дело времени. Переписывался с пользователями различных форумов, от которых почерпнул тоже немало важной информации, за что им приношу свою благодарность!

Итак, начнем.
Церковь 1. Существовала в современном селе Колыхалино.
В 1765 году в селе построена церковь в честь Пресвятой Богородицы. Почему я так думаю? Во-первых, потому что с этого времени у села появляется второе название - Богородицкое; во-вторых, в документе 1788 года она (церковь) названа Богородицкой. Косвенно, дата 1765 год подтверждается тем, что по 3 ревизии 1762 года населенный пункт обозначен как "деревня", а в последующее время уже как "село". Хотя в описях фонда 470 РГАДА присутствует наименование "село" в документе 1761 года (само дело не смотрел). Наличие церкви в конце XVIII - первой половине XIX века подтверждается многими источниками: ПГМ, Атлас наместничеств 1792 года, Атлас Российской империи 1800 года, документами из ГАБО, ГАВО, ГАСО (Самара) и РГАДА (1766, 1788, 1818-1820, 1842, 1847 годы - датировка документов, подтверждающих существование Богородицкой церкви). Церковь не отображена на специальной карте западной карте Российской империи Шуберта (годы составления - 1826-1840), но данный источник не принимаю во внимание ввиду его грубейших ошибок (например, не изображена располагавшаяся южнее д. Шелаево слобода Уразова, известная с 1728 года). Да и картографический материал рубежа XVIII-XIX тоже полон неточностей. Известны имена некоторых священнослужителей этой церкви: это Федор Левицкий, первый или один из первых священников Богородицкой церкви; Григорий Путилин, служивший в сане священника в ней в 1788 году; Петр Алексеев Ключарев, служивший в чине диакона в 1818-1820 гг., Павел Ключарев, бывший священником в 1842 году. Когда и по какой причине исчезает эта церковь - ?, в сборнике "Воронежская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года", изданном в Санкт-Петербурге в 1865 году, церкви в селе уже нет. Последние достоверные данные о существовании церкви, подкрепленные архивными источниками, относятся к 1847 году. Косвенным подтверждением существования церкви в Колыхалино вплоть до второй половины 50-х годов XIX века является то, что по 5-10 ревизиям населенный пункт обозначается как "село Богородицкое Колыхалино тож".

Церковь 2. Существовала в современном селе Шелаево.
Церковь в селе Шелаево построена в 1858 году. Это подтверждают несколько литературных изданий второй половины XIX - начала XX вв. Освящена была в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Да, церковь была деревянной. И построена она была, предположительно, летом или осенью 1858 года. (1858 год - это еще год проведения 10 ревизии податного населения РИ. В Шелаево скаски собирались 10 февраля, 5 июня и 5 ноября. И если в феврале и в июне Шелаево обозначено как деревня, то в ноябре - как село, и в этой же ревизской сказке указан священник села Шелаева Василий Кошелев. Следовательно, строительство церкви можно ограничить промежутком от июня до ноября 1858 года).
Известны некоторые священнослужители этой церкви, всех перечислять не буду, остановлюсь на двух, народная память о которых сохраняется в Шелаево и поныне. 1. Иоанн Иоаннович Красовский, служивший в чине священника в церкви с 1879 по 1889 годы, о котором в ВЕВ сохранилась статья-некролог с кратким описанием его жизненного пути. 2. Федор Александрович Бедин, пришедший в церковь в 1890 году, через 4 года после окончания Семинарии, и остававшийся служить в ней вплоть до Великой Отечественной войны, когда церковь разобрали на строительство моста через р. Ураеву, остов которого и поныне возвышается над водной гладью... Сложно сказать, служил ли он все 50 лет непрерывно (сомнения есть). Он был расстрелян немцами в районе села Мандрово севернее Валуек.

Теперь про школу, которая имеется в легенде. Из ВЕВ известно о ходатайстве по поводу строительства школы в населенном пункте Колыхалино в 1894 году. В селе имеются сведения, что она была открыта в 1895 году (источник информации мне неизвестен). Казалось бы - есть школа, допустим, есть церкви в Колыхалино и Шелаево, в последнем она сгорает (хотя это не отображено ни в одном источнике того времени, в то время как сгоревшая церковь в селе Казинка того же Валуйского уезда запечатлена в печати той эпохи), из Колыхалино церковь перевозят в Шелаево и вот и решение проблемы датировки события. НО. ЕСТЬ сомненья.

Про школы. В одном из номеров ВЕВ за 1869 год помещена небольшая статья "Числовые данные о народном образовании в Воронежской губернии", в которой говорится, что по всему Валуйскому уезду имеется 50 училищ с численностью учащихся чуть менее 2000 человек... Так может это школа не 1895 года, а более ранняя? Специально вопросом образования в сельской глубинке в XIX веке не занимался, может кто посоветует, что почитать?

Ну и теперь самое главное - топонимика. Как отмечалось выше, Колыхалино, в связи со строительством церкви в 60-х годах XVIII века, получило второе, церковное, название - Богородицкое. И такое название встречается в разных документах вплоть до 1928 года включительно. А С 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА И У ШЕЛАЕВО ПОЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЕ НАЗВАНИЕ. УГАДАЙТЕ, КАКОЕ? ПРАВИЛЬНО, БОГОРОДИЦКОЕ!...
Не в связи ли с переносом церкви к н.п. Шелаево "приклеилось" такое второе название??? И шелаевцы поменяли ее название на название сгоревшей своей церкви?

Как было сказано вначале - датировка события по мнению жителей села - рубеж XIX-XX веков. В то же время Полина Ивановна Сидякина, автор приведенного вначале отрывка, говорит, что ее бабушка рождения начала 1900-х годов, как и некоторые другие старожилы помнят об этом событии из рассказов их родителей.

В настоящее время на основании всего вышеперечисленного, я склоняюсь к версии 50-60-х годов XIX века, как времени пожара и переноса церкви. Нужно продолжать поиски.
Буду рад любым советам.

  • 1
Привет! Сегодня День Рождения ЖЖ, ему исполнилось 18 лет. Вот решил поздравить с этим праздником тех, кто кого занёс к себе в друзья и заодно предложить рассказать - почему решили здесь завести блог - на эту тему опубликовал у себя пост. Быть может этот комментарий подтолкнёт к тому, чтобы возобновить активную деятельность на это блог-площадке. В любом случае - удачи и позитива )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account